«Tube» earta.ru drawing / sketch / photo

"Tube" earta.ru drawing / sketch / photo

«Тюбик» (бумага/линер А4) earta.ru рисунок/набросок/фото


Тюбик-новая эра в живописи.

«Без красок в тюбиках не было бы импрессионизма»
Пьер Огюст Ренуар

На момент изобретения такой полезной и нужной вещи как тюбик,великому живописцу К. Моне исполнилось всего один год, позже, когда он стал старше, ему было семнадцать, художник стал тратить все свои сбережения на эти тюбики.

Один из лучших друзей Моне, Ренуар, говорил: «Без красок в тюбиках не было бы импрессионизма».

Изначально, художники и их подмастерья изготавливали краску самостоятельно, из натуральных пигментов, которые покупали сами или очень трудно добывали на различного вида производствах. Они измельчали пигменты руками, и аккуратно смешивали со связующими веществами в нужных пропорциях.

Первая готовая краска была продана торговцем пигментов. «Тюбик» представлял собой мешочек, изготовленный из свиного мочевого пузыря, в котором художник проделывал маленькое отверстие, затем выдавливал нужное ему для работы количество краски, и запечатывал отверстие с помощью гвоздя с широкой шляпкой.

Такая вариация тюбика имела множество недостатков, в частности: краска все равно быстро сохла, и к тому же мешочки с красками легко можно было перепутать и повредить их целостность.

Следующим усовершенствованым вариантом тюбика стал стеклянный шприц с поршнем для выдавливания краски. Эту новинку изобрел Джеймс Хамс, художник из Англии, в 1822 году.

Позже, в 1841 году Джон Ренд, великолепный портретист из США, изобрел сжимающийся оловянный тюбик, и запатентовал свое новое перспективное изобретение.

Тюбик закручивался крышечкой, благодаря чему, краска не высыхала, и художник мог спокойно и продуктивно работать.

Очень быстро изобретение стало сверх востребовано и всемирно известная компания по производству товаров для художников, Винзор & Ньютон стала использовать тюбик Ранда в производстве масляных и акварельных красок.

Первые тубы (тюбики) изготавливались из мягких металлов таких как, олово либо свинец, но поскольку олово слишком дорогой материал, а свинец токсичен, в дальнейшем перешли на алюминий, который к тому же и легче своих предшественников, что существенно уменьшало вес- является существенным плюсом в работе на пленере.

В 1897 компания запатентовала тюбик с пружинным зажимом, в 1905 зажим, замедляющий высыхание, а уже в 1904 году была изобретена закручивающаяся крышечка-этот тюбик был уже более удобен и похож на своих современных собратьев.

Краска имела сбалансированную консистенцию, что позволяло художникам практиковать тонкое и изящное письмо, разведя краску маслом или другим связующим веществом.

Краски в тюбиках сделали живопись доступной каждому. Художники больше не были привязаны к студиям и помещениям в частности, живопись под открытым небом-пленер, открыла новые горизонты и возможности для мастеров холста и кисти.

Но, с красками в тюбиках было не все так гладко, дело в том, что составляющие, благодаря которым краска приобретает пастообразную консистенцию, также заставляют ее желтеть и выцветать со временем.

Художникам импрессионистам очень не хватало былой яркости красок, и многие вернулись к старым методам изготовления.

Тем не менее, палитра импрессионистов обогатилась легко доступным разнообразием цветов, позволяя тем самым подмечать самые неожиданные изменения природы,передавать ассоциативные впечатления и играть цветом воздушных масс.

Огромное количество, а также доступность красок позволяли перейти к широким, красочным, толстым и увесистым мазкам, а также работать при помощи мастихина, что давало художникам развиваться, пробуя и изучая новые технологии и приемы в масляной живописи.

С появлением красок в тюбиках постепенно исчезала необходимость изучения химических особенностей связующих веществ и растворителей, а также технологии изготовления красочных пигментов.

Краска в тюбиках изначально шла с необходимым количеством масла, и только изредка возникала необходимость разрежения скипидаром либо олифой.

Тем не менее, такое изобретение стоило достаточно дорого, и не каждый художник мог себе позволить такое роскошное удобство, к тому же не всем нравились эти краски. В результате, многие мастера продолжали работать по старинке все смешивая самостоятельно и в ручную.

Современные производители масляных красок в тюбиках, используют ряд компонентов, которые увеличивают срок годности, но вместе с тем и уменьшают качество красок, где больше всего страдает цветовая насыщенность и светостойкость.

Производители заботятся лишь о коммерческой выгоде, и в этом их можно понять. Забота художника, в свою очередь, должна в первую очередь состоять о качестве используемых материалов и полноты художественных образов в выполняемой им работе.

В этом случае, лучше самостоятельно изготавливать краску из имеющихся пигментов.

Трудности, постигшие тюбики с масляной краской:

Один из самых важных ингредиентов в растворителях и лаках старых мастеров – смолу, необходимо было заменить, поскольку в тюбиках она быстро затвердевала.

Смола (живица) делает краску клейкой, яркой, прозрачной и быстро сохнущей, и без нее краска из тюбиков была тусклой, матовой, и очень медленно сохла.

По иронии судьбы, получилось так, что масляная живопись как бы вернулась назад к одному из начальных этапов своего развития, до того как в 1410 году, Ян ванн Эйк изобрел масляную лаковую живопись.

Первые тюбики состояли из пигмента и необработанного льняного масла. Если этот тюбик использовать весь и сразу, пока он свежий, проблем не возникало, но если его оставить на короткое время, то краска отделяется от масла, и при открывании оно вытекает, оставив красочный пигмент сохнуть и как следствие художники получали некачественный материал.

Позже, для того чтобы связать пигмент с маслом, добавлялись льняная олифа и карбонат кальция. Но, затвердение краски все еще случалось.

Для того, что бы продлить срок хранения краски пробовали добавлять масло из семян мака, но процесс высыхания был очень долгим, и влек за собой необходимость добавления сиккатива (отвердителя).

Новые проблемы со сроком хранения, расслоением и высыханием красок в тюбиках, вели к необходимости добавления стеаратов и эмульгаторов, которые значительно уменьшали интенсивность красочных пигментов и их световыносливости.

Когда старые мастера, смешивая пигменты со связующими веществами и растворителями, сталкивались с подобными проблемами, они добавляли различные смолы своего рода отвердители, которые так же влияли на долговечность краски и удобство работы с ней.

В свою очередь, производители красок в тюбиках оставили художников самим решать проблемы этих добавок и эмульгаторов, и их влияния на холст, умалчивая о том, что смолы с их преимуществами никогда не использовались для красок в тюбиках.

Как следствие этих нюансов, живопись конца 19 века в основном очень тусклая и матовая.

В течении 400 лет живописные полотна художников отличались яркостью и блестящим красочным слоем, и всего одна промышленная инновация свела на нет достижения старых мастеров.

В конце концов, именно за эти лаковые качества ценилась живопись во времена: эпохи ренессанс, датской и фламандской школы живописи, старой итальянской школы, движения ренессансного гуманизма, направления маньеризм (изысканный стиль), техники светотеневой моделировки (кьяроскуро), школ барокко и рококо.

Краска в тюбиках послужила также радикальным стилистическим изменениям в искусстве. Причина этого – изменение манеры накладывания красочного слоя мастерами художниками, а также красок, которыми они пользовались.

Ограниченность красок в тюбиках способствовала развитию матовой, тусклой живописи, без прозрачности, особенно прозрачных теней.

Старые мастера писали теневые места с помощью полупрозрачных красок, таким образом создавался эффект свечения в картине. Импрессионисты же не могли этого сделать, они лишь условно обозначали тени с помощью ударных мазков черного, фиолетового и синего цветов.

Отметим также отсутствие умбры на палитре импрессионистов, что имело двойной эффект на живопись. С одной стороны, отсутствие умбры способствовало развитию нового яркого стиля в живописи – импрессионизма. С другой, без умбры в тенях картина приобретала оттенок искусственности и не натуральности, соответственно и название – импрессионизм.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *